Меню сайта
Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей). 
 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление.
  6. Глобальные компетенции. Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
 

Нормативное обеспечение

 

Уровень образовательной организации

Муниципальный уровень

         Региональный уровень

Приказ департамента образования Ярославской области от 17.09.2021 № 282/01-03 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» и План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в РСО (приложение к приказу)

Федеральный уровень

  1. ФГОС НОО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286)
  2. ФГОС ООО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287)

Информационно-методическое обеспечение

  1. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

На сайте представлен электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Обязательно использование учительской подтвержденной записи на сайте «РЭШ». Доступ учеников к заданиям осуществляется по индивидуально сгенерированной ссылке и паролю. https://fg.resh.edu.ru/

  1. Сайт Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования»

Информационно-методические материалы http://www.iro.yar.ru/index.php?id=5778

На сайте представлены ссылки на информационные ресурсы по всем видам функциональной грамотности и указаны контакты региональных координаторов по функциональной грамотности.

Поэтапное введение обновленных ФГОС и формирование функциональной грамотности обучающихся(презентация)

 Банк заданий для формирования функциональной грамотности

 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ВАЖНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЙ

1. Раздел «Обновленные ФГОС» сайта ГАУ ДПО ЯО ИРО

2. Циклограмма проведения семинаров по Функциональной грамотности в 2021-2022 году

Марафон функциональной грамотности

Марафон функциональной грамотности с участием ведущих мировых ученых и экспертов в сфере образования прошел с 6 по 10 декабря 2021 года. Организаторами Марафона выступили Министерство просвещения РФ и Академия Минпросвещения России. На главной странице марафона представлены ссылки на видео просмотр всех онлайн-мероприятий.
https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/marafonfunktsionalnoygramotnosti/

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)

На сайте представлены демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная и финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

На сайте представлен электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Обязательно использование учительской подтвержденной записи на сайте «РЭШ». Доступ учеников к заданиям осуществляется по индивидуально сгенерированной ссылке и паролю.
https://fg.resh.edu.ru/

Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA

Ресурс представляет собой полнофункциональный тренажер заданий в формате PISA. Он позволяет отработать навыки по всем видам грамотности. Охватывает основные предметы школьной программы. Банк заданий постоянно пополняется.
https://media.prosv.ru/fg/

Формирование и оценка функциональной грамотности (Материалы Всероссийского форума «Тенденции и векторы развития общего образования», 17 декабря 2021 года)
https://www.youtube.com/watch?v=YS5MRZ_mxE8

Региональные координаторы и информационные ресурсы

Формирование естественнонаучной грамотности

Региональный координатор Морсова Светлана Григорьевна, старший преподаватель кафедры общего образования
Email:
morsovasvetlana@gmail.com
день консультаций – вторник.
Тел. 8 (4852) 230693

Информационные ресурсы

Формирование читательской грамотности

Региональный  координатор Киселева Наталья Витальевна, доцент кафедры общего образования
Email:
scorti@mail.ru
день консультаций – понедельник
Тел.8 (4852) 230693

Информационные ресурсы

Формирование финансовой грамотности

Региональный координатор Страхова Наталья Вячеславовна, доцент кафедры общего образования
Email:
strahovan@mail.ru
день консультаций – вторник
Тел.8 (4852) 230693

Информационные ресурсы

Формирование креативного мышления 

Региональный координатор Сасарина Екатерина Евгеньевна, старший преподаватель Центра образовательного менеджмента
Email:
esasarina@mail.ru
день консультаций –  понедельник
Тел. 8 (4852) 230579

Информационные ресурсы

Формирование глобальной компетентности

Региональный координатор  Чиркун Ольга Владимировна, руководитель Центра воспитания и социализации
Email:
день консультаций –
Тел. 8 (4852) 23-08-14

Информационные ресурсы

Формирование математической грамотности

Региональный координатор Иванова Светлана Владимировна, методист  МУ ДПОИОЦ (г. Рыбинск)
Email:
ivanova71@bk.ru
консультации ежедневно с 15 до 17.00
Тел. 8(4855) 23-15-47

Информационные ресурсы

Мероприятия